Фермеры вырываются из сетей

Ретейлеров захватила мода на создание фермерских островков в торговых залах. Но фермеры предпочитают открывать отдельные магазины рядом с сетевыми: это гарантирует им трафик и страхует от задержек оплаты за проданный товар, чем грешат супермаркеты.
Супермаркеты, торгующие фермерской продукцией, почти не оформляют ее возвратов: раскупают все, излишков не остается, говорят ретейлеры. Вот только найти поставщиков — большая проблема, рассказал, выступая в конце апреля на конференции малого бизнеса Ленинградской области Дмитрий Чтецов, генеральный директор сети супермаркетов «Лэнд» и управляющий партнер универмага «Стокманн», расположенного в комплексе «Невский центр» на площади Восстания. Чтецов рассказал, что вслед за «Лэндом» фермерский прилавок вскоре должен появиться и в «Стокманне». «Но вот парадокс: для торговли в Петербурге мы заказываем пармезан в Москве. А где же местные фермеры с их товаром? Они прячутся?» — поинтересовался Чтецов у предпринимательской публики. Не успел Дмитрий Чтецов покинуть трибуну конференции, как его атаковали загорелые мужчины с крепкими руками, которые наперебой принялись рассказывать докладчику, какую продукцию фермеры производят именно в Ленинградской области и готовы поставлять в магазины.
Островная торговля Многие аграрии имеют опыт торговли через крупные торговые сети. У некоторых он успешный. Например, Леонид Цой и Виктор Цой, фермеры из деревни Сумино Волосовского района Ленобласти, развивают сеть магазинов под брендом «Это у нас семейное», а также одноименных островков сельхозпродукции в супермаркетах Spar. Один островок уже работает, в мае откроется еще два и еще несколько — до конца 2019 года.
Открытие одной точки обходится в 2 млн рублей, островки торгуют как продукцией самих Цоев, так и их партнеров, с которыми фермеры работают по проекту сельхозкооперации. В ассортименте каждого островка — около 100 наименований: молочная продукция, мясная, рыбная. Средний чек в островке примерно 400 рублей, в магазинах «Это у нас семейное» он выше, но проходимость там меньше, чем у островков. Другие фермеры менее довольны опытом сотрудничества с супермаркетами. Например, еще 5 апреля МГ писала о проекте Х5 Retail Group и Правительства Ленобласти: стороны подписали соглашение об открытии в супермаркетах точек фермерской торговли. Предполагалось начать с одной точки площадью 6м2 в супермаркете «Пятерочка», где будет представлено 30-40 видов продукции от шести фермерских хозяйств. А потом открыть еще несколько таких островков. Первый магазин должен был появиться уже в апреле. «До сих пор договор об этом не подписан, — признался МГ Михаил Шконда, глава Ассоциации крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств Ленобласти. — Мы движемся вперед, прорабатываем детали. Но все очень медленно». Подобные проекты пыталась запустить и другие сети — например, «Ашан». Но из-за высокой арендной платы, которую ретейлер запросил с фермеров они отказались от участия. Фермеры кооперируются вне сетей Для аграриев широкие прилавки федеральных сетей — отличный способ продвижения продукции, но сетевики далеко не всегда вовремя расплачиваются за представленную и проданную продукцию. Ретейлеры привыкли работать с крупными поставщиками, для которых отсроченный платеж не критичен. Но для фермеров важен каждый день отсрочки. Так как у них нет финансовой подушки безопасности, имеющейся у крупных производителей, поясняют эксперты. Поэтому поработав с сетями, фермеры сворачивают торговлю и уходят в интернет-магазины либо путем кооперации организуют собственные магазины. Сейчас, по данным 2gis, в Петербурге 114 торговых точек, имеющих в названии слово «фермер»: «Добрый фермер», «Народный фермер», и просто «Фермер». Причем такие магазины чаще всего открываются поблизости от торговой точки сетевого ретейлера: она привлекает покупателей, которые по пути заглядывают и в фермерский магазин. Удачным для сельхозкооперации будет и соседство с рестораном — общепит часто закупает у аграриев продукцию для своих нужд.